< Достопримечательности России

СПАСО-НОВОПРИЛУЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Спасский Новоприлуцкий Козьеручьевский мужской монастырь)

 

Страна

Россия

Населенный пункт

деревня Карандашевская Приморского района Архангельской области, Северо-Западного федерального округа

Конфессия

православие

Епархия

Архангельская и Холмогорская

Тип

мужской

Основатель

постриженник Александро-Свирского монастыря Иоасаф

Дата основания

1617 год

Дата упразднения

1764 год. Указом Екатерины II

Статус

недействующий монастырь

 

По сообщениям прессы

Древние развалины неподалеку от деревни Карандашевская Архангельской области оказались остатками забытого монастыря...

 

Знак свыше

В 1617 году близ деревни Аннина Гора, что на правом берегу реки Северная Двина, старцу Иоасафу явился образ Спасителя. Будучи постриженником Александро-Свирского Троицкого монастыря, Иоасаф не преминул рассказать о чуде митрополиту Новгородскому Исидору (1603—1619). Последний и благословил монаха на создание обители. В том самом месте, в окрестностях Архангельска, в 15 верстах к востоку от Холмогор и был воздвигнут Спасский монастырь в честь Преображения, Спаса Нерукотворного или Входа Господня в Иерусалим, который стал именоваться Спасской Козьеручьевской пустынью.

 

Официальная история создания

Церковь похлопотала перед государем и в 1622 году была выдана Грамота об отводе земельных владений.

Вскоре с пригорка в воды Двины гляделся собор в пять куполов Спасо-Новоприлуцкого монастыря и корпуса обители.

 

Религиозная деятельность

Миссия Русской Православной церкви – нести слово Христа жителям окраинных земель. Коренное население Кольского полуострова – лопари или саами. Лопарь (от фин. lape, lappea – сторона или от швед. lapp – место; лопь, лопик, лопарь – человек, живущий на самом краю земли). На протяжении многих веков этот древний северный народ вел кочевой образ жизни. Основные занятия саами: собирательство, рыболовство, оленеводство.

 

Великий русский историк С. М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен» пишет: «Русские иноки отправлялись в разные стороны на север и восток, преодолевая на пути величайшие трудности, терпя голод, подвергая опасности жизнь — все это с одною целью распространить христианство... Пустынник Феодорит крестил кольских лопарей; Трифон распространял христианство у лопарей, живших на реке Печенге».

 

Монастырь как объект хозяйственной деятельности

Монастыри сыграли существенную роль в освоении Кольского Севера в XIV–XVI вв.

Особый интерес представляли районы промыслового рыболовства (Терский, Кандалакшский, Мурманский берега) и солеварения (Кандалакшский берег).

В собственности монастырей были необходимые ресурсы: лодки, рыболовные снасти, запасы продовольствия, позволяющие артелям в прибрежной зоне вести промысел в течение нескольких месяцев, средства доставки работников на Мурман. 

Промысловые становища. Холмогорский архиерейский дом, в состав входил Спасо-Новоприлуцкий монастырь, владел двумя становищами на Мурманском берегу: Веселкина губа, река Порчниха. В древнерусских летописях слово «становище» встречается в «Повести временных лет» 946 года. Типичное становище Крайнего Севера – это избы, поварни, бани, а также строения для хранения и разделки улова, рыболовных снастей и судов.

 

 

Упразднение монастыря

В 1764 году монастырь был упразднен указом Екатерины Второй. Императрица безжалостной рукой проводила секуляризационную реформу. Казне государства нужны были деньги, а освобожденные от налога церковные земли дохода не приносили.

Монахи перешли в кельи Архангельского монастыря. По приказу архиепископа Афанасия обитель отдана под духовную семинарию, которая просуществовала до 1771 года, а затем ее воспитанники также перебрались в Архангельск.

Позже на благословенном возвышении воздвигли храм Тихвинской иконы Божьей Матери, который разрушили пришедшие к власти большевики.

 

Современная история

Деревня Карандашевская – маленькая точка на карте России. На место, где стояла Спасская Козьеручьевская пустынь указывает лишь холм, поросший зеленью. Но сохранилось кладбище. Надписи на древних плитах время не пощадило. Имя старца Иоасафа, основателя монастыря, также не различимо. Однако под одним из могильных камней покоится почтенный монах.

Ныне в д. Карандашевская нет храма. Но действует приход Храма Тихвинской иконы Божией матери. Летом 2007 года там, где Иоасафу было видение, поставлен крест.

 





3км
rss
Карта